ФЭНДОМ

! Эта статья не соответствует правилам оформления и заполнения статей, принятым на Города и страны вики!
Требуется переоформить, пользуясь соответствующими руководствами.
!

Ватикан (лат. Status Civitatis Vaticanæ, итал. Stato della Città del Vaticano, также встречается использование названия Государство-город Ватикан) — карликовое государство-анклав (самое маленькое официально признанное государство в мире) внутри территории Рима, ассоциированное с Италией. Статус Ватикана в международном праве — вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви.

Дипломатические миссии иностранных государств аккредитуются при Святом Престоле, а не при городе-государстве Ватикан. Иностранные посольства и представительства, аккредитованные при Святом Престоле, ввиду малой территории Ватикана, размещены в Риме (включая и посольство Италии, которое, таким образом, находится в её собственной столице).

Ватикан является постоянным наблюдателем при ООН с 1964 года, сотрудничая с организацией с 1957 года. В июле 2004 года права миссии Святого Престола при ООН были расширены. Кроме того, с августа 2008 года Ватикан начал сотрудничество с Интерполом на постоянной основе.

Название Править

Официальное название «Ватикан» впервые было использовано в Латеранских соглашениях, заключённых 11 февраля 1929 года между Святым Престолом и правительством Италии во главе с Б.Муссолини, которые установили статус современного города-государства. Название было взято от названия Ватиканского холма, на котором расположено государство. Название же Ватиканского холма, вероятно, появилось от этрусского названия города «Ватикум», в настоящее время не существующего. Согласно легендам, на этом месте этрусские прорицатели (а позже — римские авгуры) провозглашали свои предсказания — «ватицинации» (лат. vaticinatio — «предсказание», «пророчество»).

Официальное итальянское название Ватикана (итал. Stato della Città del Vaticano) означает в буквальном переводе «Государство Го́рода Ватикан». Хотя Святой Престол (который не идентичен Ватикану) и католическая церковь используют в официальных документах церковную латынь, Ватикан официально использует итальянский язык. Латинское название государства лат. Status Civitatis Vaticanæ используется в официальных документах не только Святым Престолом, но и в большинстве официальных церковных и папских документов.

История Править

В античности территория Ватикана (лат. ager vaticanus) не была заселена, так как в Древнем Риме это место считалось святым. Император Клавдий проводил на этом месте цирковые игры. В 326 году, после прихода христианства, над предполагаемой гробницей святого Петра была воздвигнута базилика Константина, и с тех пор это место стало заселяться.

Образовавшееся в середине VIII века Папское государство охватило значительную часть Апеннинского полуострова, но в 1870 году было ликвидировано Итальянским королевством.

В современном виде возник 11 февраля 1929 года на основании заключённых с правительством Б. Муссолини Латеранских соглашений.

Политическая система Править

Ватикан — теократическое государство, управляемое Святым Престолом. Сувереном Святого Престола, в руках которого сосредоточены абсолютная законодательная, исполнительная и судебная власть, является Папа Римский, избирающийся кардиналами на пожизненный срок. После смерти или отречения Папы и во время конклавa вплоть до интронизации нового Папы его обязанности (с существенными ограничениями) исполняет камерленго.

Правительство Править

Ватиканом управляет административный орган — назначаемая Святым Престолом Папская Комиссия, во главе с губернатором (комиссия назначается на 5-летний срок, губернатор одновременно возглавляет Губернаторство государства-града Ватикана). Главным административным органом Святого престола (Практическое руководство религиозной, политической и хозяйственной деятельностью) является Римская курия. Согласно Апостольским конституциям «Regimini Ecclesiae Universae» (1968 год) и «Pastor Bonus» (1988 год) администрация католической церкви и Ватикана состоит из нескольких ведомств. Исполнением решений папы и координацией деятельности римской курии занимается Государственный секретариат. Его главе — Государственному секретарю — предоставлены все полномочия в области светского суверенитета; фактически он исполняет обязанности премьер-министра. С 2013 года государственный секретарь — кардинал Пьетро Паролин.

Высшие консультативные органы — Вселенский собор, коллегия кардиналов и епископский синод.

В составе Государственного секретариата действуют, в частности, секции по общим вопросам (внутренним делам) и по связям с государствами (иностранным делам).

Другие органы католической церкви и Ватикана: девять конгрегаций, или дикастерий (министерств); 11 папских комиссий; бюро; Апостольская библиотека и прочие учреждения. Юридические инстанции — Высший церковный суд, Высший трибунал Апостольского суда и местный трибунал. Порядок поддерживает папская гвардия, состоящая из швейцарских гвардейцев.

Города Европа Страны Европы ПРК
Государства
АвстрияАлбанияАндорраБеларусьБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Зависимые территории
Аландские островаГренсиГибралтарДжерсиОстров МэнФарерские островаШпицбергенЯн-Майен
Непризнанные и частично признанные государства
Донецкая Народная Республика • Луганская Народная Республика • Приднестровская Молдавская Республика • Республика Косово