ФЭНДОМ

! Эта статья не соответствует правилам оформления и заполнения статей, принятым на Города и страны вики!
Требуется переоформить, пользуясь соответствующими руководствами.
!

Златоу́ст — город в Челябинской области России. Административный центр Златоустовского городского округа. Население составляет 167 978 чел. (2017).

Один из самых высокогорных городов Урала, жилые кварталы расположены на высоте 400—600 м от уровня моря. К востоку от города проходит граница раздела частей света — Европы и Азии.

История Править

Первое русское временное поселение на территории современного Златоуста возникло в конце XVII века в связи с попытками поиска золота. В 1664 году старец Лот из Далматовского Успенского монастыря под пытками признался, что совершил поездку на Южный Урал, в ходе которой ему сообщили о том, что на озере Иртяш идет плавка золота и серебра, добываемого на «Сибирской горе», расположенной в верховьях Уфы, Яика и Гадая. В 1668—1674 годах была снаряжена большая военно-геологическая экспедиция, состоявшая из более чем 1 тыс. человек с пушками и снаряжением, которая в 1672 году построила в районе нынешнего парка «Таганай» Ново-уральский острожек. Этот острожек стал первым русским поселением на территории современной Челябинской области. Однако геологические изыскания окончились полной неудачей, о чем в летописи сказано в таких выражениях: «Ничего не найдено, а государевой казне великая тщета и гибель учинилась». После провала острожек был заброшен надолго. В 1708 году рассказ о «Сибирской» горе был случайно обнаружен в документах Сибирской губернской канцелярии и доложен секретарю Петра I А. Д. Макарову. В. Н. Татищеву было дано указание проверить сведения о серебряной руде. В 1720-е годы новая экспедиция, работавшая у развалин острожка, не нашла металла в местной руде. В 1741 году к разрушенному острожку прибыла новая экспедиция, которая обнаружила там железную руду и выбрала место для постройки Златоустовского завода.

Златоуст был основан в 1754 году одновременно с железоделательным заводом и назван в честь святого Иоанна Златоуста.

В указе Берг-коллегии от 31 августа 1754 года сказано, что по контракту 1751 года завод «велено переименовать и писать Златоустовским». Таким образом, название завод получил ещё задолго до начала строительства. Он назван во имя византийского церковного деятеля, проповедника христианства Иоанна Златоуста (около 350—407), но мотивы выбора имени не вполне ясны. По мнению краеведов, образ Иоанна Златоуста был фамильной иконой семьи основателя завода предпринимателя Мосолова. Встречающиеся в литературе указания на появление названия завода и города после возведения храма во имя Иоанна Златоуста основаны на догадках и не имеют документальной базы. В 1903 году в Златоусте произошёл расстрел митинга рабочих.

Оружейный центр и центр ремёсел Править

В 1815 году здесь была построена оружейная фабрика (производилось холодное оружие, первыми мастерами были оружейники из немецкого города Золинген), в 1857 году — сталелитейная фабрика (были отлиты первые в России стальные пушки).

С начала XIX века Златоуст — центр художественной гравюры на металле (зародилась как подсобное производство для украшения сабель, кортиков, шпаг; ныне золотой и серебряной насечкой украшают подарочное оружие, делают декоративные панно на стальных пластинах).

«Ансамбль заводской площади» (XIX век, находится в г. Златоусте по адресу: площадь III-Интернационала) — является объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Советский период Править

4 декабря 1917 года в Златоусте была установлена советская власть. 27 мая 1918 года около станции Златоуст произошёл бой между легионерами чехословацкого корпуса и местными красногвардейцами, попытавшимися разоружить прибывший на станцию накануне эшелон численностью около 800 легионеров. 25 июня 1918 года Златоуст был оставлен частями Красной армии. 13 июля 1919 года в ходе Златоустовской операции город был освобождён частями 5-й армии Восточного фронта РККА.

В Великой Отечественной войне приняло участие более 30 тыс. златоустовцев, более 9 тысяч из них не вернулось с полей сражений. За годы войны предприятия города произвели: 1,58 млн тонн стали; 1,4 млн тонн проката; 13,8 млн корпусов снарядов и мин; 109,5 тыс. пулеметов различных марок; 41,8 тыс. авиационных пушек; 292,3 тыс. часов для танков, самолетов и ВМФ.

В годы Великой Отечественной войны в Златоуст прибыло эвакуированное оборудование и специалисты более 20 предприятий, в том числе: Тульского оружейного, Подольского механического, Первого Московского часового, Первого государственного точных технических камней (ТТК-1), 2-го Лужского абразивного заводов.

Златоуст награждён Орденом Октябрьской Революции (1980).

Интересно, что в № 1 журнала «Вокруг света» за 1928 год имеется информация следующего содержания: «В Златоусте, Уральской Области, при рытье котлованов, найдены кремневые топоры и наконечники для стрел. Дальнейшие раскопки, предпринятые местными археологами, дали два человеческих скелета. Оба скелета хорошо сохранились. Один из них, по исследованию, принадлежит человеку ростом в 2 метра и 10 сантиметров, и по происхождению его относят ко времени ледникового периода».

Транспорт Править

В городе находится железнодорожная станция ЮУЖД Златоуст располагающаяся на историческом главном ходе Транссиба. Станция была построена при строительстве Самаро-Златоустовской железной дороги.

Пригородные и междугородные пассажирские перевозки, кроме железнодорожного транспорта, осуществляются ещё и автобусными сообщениями, в городе имеется автовокзал.

Из городского общественного пассажирского транспорта в городе развиты трамвайные и автобусные маршруты, также функционируют маршрутные такси и такси.

Трамвайные линии в Златоусте вторые по времени возникновения и третьи по величине в Челябинской области. Трамвайные пути в городе из-за особенностей рельефа имеют участки с крутым уклоном

Достопримечательности Править

Здания

  • Арсенал
  • Краеведческий музей
  • Здание бывшего кинотеатра «Колизей»
  • Центр подготовки олимпийских видов спорта «Уралочка»
  • Башня-колокольня Иоанна Златоуста

Памятники:

  • Бюст Ю. А. Гагарина
  • Бюст М. А. Ульяновой
  • Бюст Академика Павлова
  • Памятник П. П. Аносову. Авторы памятника — московские скульпторы А. П. Антропов и Н. Л. Штамм, архитектор Т. Л. Шульгина.
  • Памятник И. Н. Бушуеву.
  • Памятник В. И. Ленину
  • Памятник уральскому большевику И. М. Малышеву
  • Памятник Иоанну Златоусту
  • Памятник Пионеру космоса
  • Памятник жертвам расстрела 13 марта 1903 г.
  • Памятник жертвам расстрела 1918 г.
  • Памятник юным борцам за власть Советов — Ленинский комсомол
  • Памятник златоустовским красногвардейцам
  • Памятник героям фронта и тыла завода имени В. И. Ленина
  • Памятник работникам машиностроительного завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны
  • Памятник павшим железнодорожникам
  • Мемориальный комплекс воинам-златоустовцам погибшим на фронтах Великой Отечественной войны
  • Памятник «Скорбящая мать»
  • Памятник жертвам политических репрессий
  • Памятник кузнецу
  • Скульптура «Аюшка»
  • Скульптура «Оранта молящаяся»
  • Скульптура «Металлург»
  • Скульптура «Один счастливый кузюк»
  • Скульптуры «Крылатый конь» — символ города
  • Стела «Европа—Азия»

Памятники природы:

  • Национальный парк «Таганай»
  • гора Откликной Гребень хребта Большой Таганай (месторождение авантюрина);
  • горный хребет Уреньга
  • гора Косотур
  • Александровская сопка
  • Гора Семибратка
  • Черная скала
  • Ахматовская минеральная копь (свыше 30 минералов)[63];
  • Парк птиц «Таганай»
  • Горный парк имени П. П. Бажова

Другое:

  • Златоустовский трамвай

Flag-map of the Russian Federation.svg
Города-миллионеры России ПРК

МоскваСанкт-ПетербургНовосибирскЕкатеринбургНижний НовгородКазаньСамараЧелябинскОмскРостов-на-ДонуУфаКрасноярскПермьВолгоградВоронеж

Flag-map of the Russian Federation.svg
Субъекты России ПРК
▼ Показать список ▼ ▲ Скрыть список ▲
Республики
АдыгеяАлтайБашкортостанБурятияДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКалмыкияКарачаево-ЧеркесияКарелияКомиКрымМарий ЭлМордовияСаха (Якутия)Северная ОсетияТатарстанТываУдмуртияХакасияЧечняЧувашия
Края
АлтайскийЗабайкальскийКамчатскийКраснодарскийКрасноярскийПермскийПриморскийСтавропольскийХабаровский
Области
АмурскаяАрхангельскаяАстраханскаяБелгородскаяБрянскаяВладимирскаяВолгоградскаяВологодскаяВоронежскаяИвановскаяИркутскаяКалининградскаяКалужскаяКемеровскаяКировскаяКостромскаяКурганскаяКурскаяЛенинградскаяЛипецкаяМагаданскаяМосковскаяМурманскаяНижегородскаяНовгородскаяНовосибирскаяОмскаяОренбургскаяОрловскаяПензенскаяПсковскаяРостовскаяРязанскаяСамарскаяСаратовскаяСахалинскаяСвердловскаяСмоленскаяТамбовскаяТверскаяТомскаяТульскаяТюменскаяУльяновскаяЧелябинскаяЯрославская
Города федерального значения
МоскваСанкт-ПетербургСевастополь
Автономная область
Еврейская
Автономные округа
Ненецкий[1]Ханты-Мансийский — Югра[2]ЧукотскийЯмало-Ненецкий[2]
  1. Входит в состав Архангельской области.
  2. 2,0 2,1 Входит в состав Тюменской области.